ВИНО РОССИИ

Для российского вина вводятся федеральные специальные марки с эмблемой «Вино России». Знаком будут маркироваться «Вина», «Вина игристые» и «Вина ликерные».

Марки предоставляются производителям, входящим в ассоциацию «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России» и подтвердившим российское происхождение винограда, который используется для изготовления продукции. В начале марта постановление правительства подписал председатель Михаил Мишустин.

...Все, кто следит за развитием российского вина, особенно специалисты-энологи, представители торговых компаний, эксперты рынка, единодушно отмечают динамичность и постоянное улучшение качества продукции не только у крупных производителей, но и небольших виноделен. Если не так давно можно было по пальцам пересчитать крестьянско-фермерские хозяйства, их виноделов все знали в лицо, то сейчас уже не успеваешь знакомиться с новыми предпринимателями. То, что последние годы происходит с русским вином, – это реальное чудо, считают многие.

Чудо сегодня не лишне, но чтобы оно случилось, нужно было совпадение многих факторов, среди которых на первом месте эффективное взаимодействие винодельческого сообщества и государства.

Два года назад во исполнение Федерального закона №468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», была учреждена Федеральная саморегулируемая организация виноделов (ФСРО), получившая название Ассоциация «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России» или просто АВВР.

О некоторых актуальных задачах рассказывает исполнительный директор АВВР Алексеей Плотников.

Из новейшей истории

Бурный рост, который мы наблюдаем, невозможен без формирования специальной законодательной базы. Виноделие долгое время было пристяжной лошадкой алкогольной отрасли под регулированием 171-го Федерального закона – он был создан для жесткого государственного регулирования производства спирта и водки. Со своим ежегодным сельскохозяйственным циклом, длительным периодом инвестиций виноградарство и виноделие не могли нормально развиваться по законам спиртового и водочного производства. От идеи, высадки виноградника, начала строительства шато до первой бутылки вина при самом благоприятном развитии событий проходит семь-восемь лет, считая подготовку почвы, высадку саженцев, первое техническое плодоношение и т.д. Это очень длинный бизнес, совершенно непохожий ни на производство пива, ни на производство водки. На осознание данного факта ушли десятилетия, несмотря на то что винодельческое сообщество постоянно ставило вопрос о создании отдельного закона.

Затем усилиями председателя Совета Союза виноградарей и виноделов России Бориса Юрьевича Титова и президента СВВР Леонида Львовича Поповича вино было признано сельхозпродуктом и перешло в ведение Министерства сельского хозяйства, которое задействовало для управления виноградарством и виноделием лучшую мировую практику – саморегулирование.

Развитие винных регионов России

Если посмотреть на мировой опыт, станет ясно, что ни в какой винодельческой стране никакой Минсельхоз никаким виноделам рекомендаций какой виноград высаживать и какие технологии при производстве вина применять, не диктует. В подавляющем большинстве регионов мира развито самоуправление и саморегулирование. Чтобы иметь право маркировать продукт знаком конкретного аппелласьона, нужны жесткие правила, но ограничения по применяемым технологиям, высаживаемым сортам, допустимому уровню качества, являются предметом договоренности и последующего контроля самих виноградарей и виноделов.

Следуя мировому опыту, было решено создать в России организацию, которой виноградари и виноделы делегировали бы часть полномочий, и при ее посредничестве шло регулирование работы хозяйств на местах.

Почти три года назад вступил в силу закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Через год был принят пакет поправок, благодаря которому появилась Федеральная саморегулируемая организация. В нашей стране несколько сотен саморегулируемых организаций (СРО) – банкиров, оценщиков, адвокатов и др. Но Федеральная саморегулируемая организация одна – АВВР. Ее отличие в том, что функции и полномочия напрямую указаны в федеральном законе прямого действия. В июле 2021 года в пакете поправок в закон появилась соответствующая статья 9, а затем, в ноябре 2021 года, 109 компаний, представлявших на тот момент 62 процента виноградных насаждений при нормативе 50% плюс, собрались и учредили ФСРО.

Далее, согласно Закону, в регионах появились виноградо-винодельческие советы, утвержденные правлением АВВР (на данный момент в пяти из девяти): Кубань, Крым, Нижняя Волга (Волгоград), Долина Дона (Ростов), Ставрополье. Советы или комитеты – органы, созданные самими виноградарями и виноделами на местах для определения региональных правил создания терруарных вин.

В чем смысл работы Советов?

У всех уважающих себя аппелласьонов и терруаров существует устав или регламент – очень подробный документ, в котором определены географические, природно-почвенные, климатические и другие характеристики, а также фиксируются договоренности высаживать определенные сорта и производить вино с использованием конкретных технологий. Наши советы тоже должны определиться в этих правилах. Но это не значит, что их решения принимаются бесповоротно, навсегда – многие находятся в начале пути, экспериментируют, потому возможно и обязательно предстоит внесение изменений в эти живые документы.

В законе утверждены три уровня деления виноградопригодных земель: виноградо-винодельческая зона (она обычно совпадает с границами субъекта РФ, исключение – зона Крым, включающая в себя Республику Крым и город Севастополь), чуть меньше – виноградо-винодельческий район, и самое локальное деление – терруар.

Исходя из мирового опыта, в некоторых терруарах выращивают буквально четыре-пять сортов винограда и применяют крайне ограниченное количество технологических приемов при производстве. Энтузиасты и любители вина, ознакомившись с уставом данного аппелласьона, с теми требованиями и ограничениями, которые приняли сами виноградари и виноделы, прекрасно понимают, почему эти терруарные вина стоят так дорого.

Мы в России идем таким же путем. Советы и комитеты разрабатывают дополнительные стандарты качества, цель которых – создание правил терруарности для своей зоны, района или терруара.

Сейчас закладывается фундамент для возникновения в регионах страны терруарных вин. Есть уже утвержденные дополнительные стандарты качества в Долине Дона и в Крыму – получены две лицензии на их основе; в ближайшем будущем – утверждение таких стандартов на Кубани, идет работа в других регионах.

Наша активизация удачным образом совпала с тем, что рынок 2022 года, находясь по понятным причинам в условиях значительного стресса, выдержал.

Вот что говорят цифры: продажи по импортным винам увеличились на 10%, а по российскому игристому в течение года рост производства составил от 25 до 30% в зависимости от миллезима. Производители впечатлены уровнем спроса на российские вина, который продемонстрировал прошедший год.

Хорошие новости

Значимым фактором в успехе российского виноделия является климат, продолжает Алексей Плотников. Применяются самые передовые технологии, чтобы смикшировать его воздействие, но все равно мы очень климатозависимы, что показал 2021 год, скажем, на Кубани. Есть плохие, хорошие, великие года. Годом, близком к великому, у нас считается 2012-й. С тех пор они были разные в разных регионах, но, учитывая энергичный темп развития российского виноделия за прошедшие три года, уровень технологии, которой овладели наши талантливые виноградари и виноделы, ничего нашей технологической независимости в области производства вина в ближайшие годы серьезно не угрожает.

В 2022 году российский урожай был рекордным как по объему – 785 тыс. тонн – так и по качеству винограда, что бывает крайне редко. Мы с замиранием сердца ждем первых вин урожая 2022 года, надеясь, что это будут очень хорошие, а в ряде случаев, предположу, если и не великие, то великолепные вина. Исходное сырье у многих виноградарей получилось как минимум выдающееся.

Записала Людмила Кривомазова

Молитва об избавлении от греха пианства пред иконою Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша»

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых и того ради Матери своея – Церкви Христовой и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвии и целомудрии.

Прими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшеми оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих.

И да придет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышнего.

Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражних, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечного суждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице, спаси нас!